Раскрытие информации для управляющих организаций ЖКХ стало обязательным после вступления в силу постановления РФ № 731 в октябре прошлого года. В течение двух месяцев все компании, которые занимаются управлением многоквартирными домами, должны были опубликовать в сети Интернет данные о своей работе. Публичными и доступными стали сведения о тарифах, список услуг и выполненных работ, стоимость закупаемых материалов, информация о поставщиках. Документ призван, в первую очередь, повысить эффективность работы управляющих компаний и сделать ее прозрачной. Жильцы получили возможность разобраться в работе своей управляющей компании и сравнить с деятельностью других подобных организаций. Жильцы жалуются Однако пока действия управляющих компаний остаются непрозрачными, обратная связь с потребителями отсутствует, а тарифная политика жильцам попросту непонятна. Председатель Ассоциации ЖСК, ЖК, ТСЖ Марина Акимова напоминает, что всю информацию жильцы могут получить на общем собрании. Однако их редко кто посещает, сетует она. «Людям нужна информация, но они не хотят ходить на собрания. А ведь именно там и решается вопрос, в каком виде и в какие сроки им будут  предоставляться все данные. Жильцы не осознают, что многоквартирный дом - это, в первую очередь,  их имущество, и они должны научиться принимать решения. Пока же люди только жалуются», - говорит Акимова. Она опасается, что если компании откроются перед жильцами полностью, количество жалоб может только вырасти. Порой УК просто вынуждены сокращать объем работ, чтобы «выкроить» средства, к примеру, на уборку снега, которого так много выпало в этом году.  При этом общую стоимость обслуживания дома определяют сами жильцы на общем собрании. На практике же все ориентируется на тарифы, которые разрабатывает город. Они минимальны и подходят далеко не для каждого здания в городе, а сдавать дополнительные средства никто не хочет. За секреты накажут Власти подготовили еще один «удар» по недобросовестным управляющим организациям. Как сообщил начальник управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями (УК) Жилищного комитета Петербурга Денис Шабуров, постановление № 731 будет дополнено поправками в Жилищный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. После нововведений управляющие компании будут нести ответственность за нераскрытую информацию или предоставление ложных сведений.  В качестве одного из видов административного наказания планируется ввести дисквалификацию организаций. По словам Шабурова, в настоящее время поправки  приняты в первом чтении. «Потребители должны иметь полную информацию для того, чтобы выбрать правильную управляющую компанию», - добавляет Шабуров.  Исполнительный директор Ассоциации управляющих компаний Дмитрий Головкин считает, что если за несоблюдение постановления № 731 будет предусмотрена ответственность, то в постановлении необходимо уточнить формулировки основных понятий. «Сейчас «многоквартирный дом» используется то в единственном, то во множественном числе»,- отмечает Головкин. По его мнению, это может привести к некорректной трактовке и создает почву для злоупотребления правом на получение информации.  «Запустите 10 человек, которые каждый день будут запрашивать информацию. Возможно, это ситуация, доведенная до абсурда, но учитывая наши сегодняшние реалии, именно так и следует рассуждать», - поясняет свою точку зрения Головкин. Генеральный директор ООО «РЭС ТСВ» Сергей Тихонов считает, что постановление № 731 требует слишком многого: жильцам попросту не нужна информация в таком объеме. «Люди хотят знать, сколько конкретно было потрачено средств на покраску лестницы или ремонт крыши. Они не будут копаться в детальном отчете, чтобы это выяснить», - говорит эксперт. Проблем много Председатель Комиссии по недвижимости Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Юрий Грудин называет раскрытие информации согласно принятым стандартам «высшим пилотажем». «Мы сегодня все еще очень часто сталкиваемся с некомпетентностью в самых простых вопросах. Рынок обладает низкой культурой. Информацию не предоставляют даже после письменных обращений. При этом обратная связь с жильцами часто предотвращает судебные разбирательства», - описывает ситуацию Грудин. С ним согласна Депутат ЗакС Петербурга Зоя Заушникова, которая говорит, что сегодня повсеместно происходит невыполнение элементарных пунктов со стороны управляющих компаний. «Ко мне поступает множество жалоб. О каких стандартах отчетности можно говорить в такой ситуации?»,- заключает Заушникова. Дело в кадрах? Президент регионального отраслевого объединения работодателей жилищно-коммунальных организаций Санкт- Петербурга «ЖИЛКОМСОЮЗ» Святослав Кокарев соглашается, что невысокое качество обслуживания УК и неквалифицированные кадры – не редкость для Петербурга. «В советское время было обязательным регулярное повышение квалификации.  Сейчас этим никто не занимается. В Петербурге только один учебный центр, где есть современное сантехническое оборудование. Такие центры должны быть в каждом районе», - полагает Кокарев. По его мнению, СРО отчасти могли бы помочь решить эту проблему. «Саморегулируемые организации должны разрабатывать стандарты качества работы УК и требовать их выполнения», - заключает Кокарев. В настоящее время, по данным заместителя директора СРО НП «Объединение управляющих компаний» Валерия Назаренко,  в Северной столице работают 146 управляющих компаний. Ассоциаций и объединений УК в городе – семь, из которых 4 получили статус саморегулируемых организаций. «Чтобы эффективно работать, в СРО должно быть не менее 100 членов. Сегодня объединениям следует укрупняться. В итоге в Петербурге должно остаться не более 2 СРО», - считает  Назаренко. Эксперты сходятся в одном: постановление №731 и поправки в Жилищный кодекс и КоАП – не панацея.  Для того чтобы конфликтов между управляющими компаниями и жильцами стало меньше, последние должны быть активнее, а УК регулярно повышать свою квалификацию.
Получите бесплатный демо-доступ

Условия предоставления доступа:

  • 15 просмотров любых страниц и контактов
  • 30 минут просмотра базы