Рост рынка ипотеки в 2006 году был обеспечен в основном средними банками

01.03.2007
42 просмотра
Исследование рынка ипотечного кредитования, проведенное Альфа-банком, показало, что в 2006 году его объемы увеличились на 181%. Этот рост был обеспечен в основном средними банками, потеснившими крупнейших игроков. Их лидерские позиции, по словам экспертов, были обеспечены за счет применения административного ресурса в лице риэлтерских агентств.  Ссогласно исследованию, зависимость рынка ипотеки от рынка недвижимости значительно усилилась. Так, в первом полугодии в период наиболее активного роста цен на жилье (почти на 50%) общий банковский ипотечный портфель вырос лишь на $2,5 млрд. Во втором полугодии, когда цены на недвижимость стабилизировались, прирост составил уже $6 млрд. Всего за год ипотечный рынок вырос более чем на $8 млрд и достиг по итогам 2006 года $12,4 млрд, что составляет 1,3% от ВВП. Лидеры ипотечного рынка ослабили свои позиции. Доля Сбербанка составила лишь 47% против 63% в 2005 году. Между тем в пятерку лидеров вошли прежние аутсайдеры – Москоммерцбанк, занявшийся ипотекой около года назад, и «КИТ-финанс», работающий на этом рынке полтора года. В 2006 году Москоммерцбанк выдал ипотечных кредитов на сумму около $600 млн. Это позволило ему увеличить свою рыночную долю с 0,1% в 2005 году до 4,8% в 2006 году и занять по объему портфеля третье место, уступив лишь Сбербанку и ВТБ. Ипотечный портфель «КИТ-финанса» в 2006 году увеличился на $400 млн, что обеспечило ему пятое место в рейтинге с долей рынка в 3,3%, уступив лишь банку «Дельтакредит». Участники рынка связывают появление на рынке новых лидеров с агрессивной стратегией, суть которой в максимально плотных контактах с риэлтерскими агентствами. По единогласному утверждению банкиров, основную роль в привлечении клиентов сейчас играют не процентные ставки и сроки предоставления кредитов, а нерыночные способы привлечения заемщиков через риэлтерские агентства. Так, по утверждению банкиров, все три средних банка, вошедших в пятерку лидеров (Москоммерцбанк, банк «Дельтакредит» и «КИТ-финанс»), работают по этим схемам. «Именно такая стратегия, как показал опыт Москоммерца, на данный момент является наиболее успешной на рынке ипотеки, и некрупные банки в силу присущей им мобильности в принятии решений первыми использовали этот канал продвижения своей продукции, – считает замдиректора финансового департамента Агентства по ипотечному жилищному кредитованию АИЖК Денис Гришухин. – Таким образом, рынок недвижимости определяет развитие рынка и ипотеки и даже расстановку сил на нем не только прямо, но и косвенно». «Риэлтеры охотно соглашаются на сотрудничество с такими банками, поскольку уверены, что отказов по кредитам практически не будет», – поясняет руководитель блока ипотечного кредитования Альфа-банка Илья Зибарев. «Риэлтерские агентства выбирают партнеров среди банков, предлагающих максимально либеральные условия,– подтверждает руководитель проектов отдела ипотечного кредитования агентства недвижимости МИАН Максим Блеверов.– Если Москоммерц – это «пылесос», который одобряет практически все заявки, то тот же ВТБ отказывает в кредите в 30-40% случаев». По прогнозам участников рынка, в нынешнем году рынок ожидает вал аналогичных программ от других банков. Однако, по мнению экспертов, банки смогут использовать нерыночные способы привлечения клиентов недолго. «Сейчас рынок рыхлый, поэтому есть возможность «прикармливать» риэлтеров, – говорит Д.Гришухин.– Когда он уплотнится, агентствам, чтобы не потерять конкурентоспособность, придется ориентироваться на такие объективные условия кредитования, как ставки и требования к заемщикам».
Получите бесплатный демо-доступ

Условия предоставления доступа:

  • 15 просмотров любых страниц и контактов
  • 30 минут просмотра базы