Как назначение Михаила Демиденко в Севастополе поможет экспансии петербургского бизнеса в Крыму

Экс-глава комитета по строительству Петербурга Михаил Демиденко на этой неделе назначен на пост начальника департамента капитального строительства Севастополя. Его предшественника уволили за махинации с квартирами для ветеранов Великой Отечественной войны: двум пожилым людям предоставили одну квартиру, разделенную перегородкой. Выходец из петербургского правительства теперь будет контролировать застройку Севастополя и приватизацию помещений, а также штрафы за административные нарушения на городских стройках. Он же будет привлекать новых инвесторов в строительную отрасль региона. Среди них наверняка окажется немало петербургских девелоперов. До сих пор экспансия застройщиков Петербурга на рынок Крыма шла очень вяло из-за бюрократических барьеров.

Наш в Крыму

Собеседники "ДП" в строительной отрасли разошлись в оценках факта назначения Михаила Демиденко. Одни называли его новую должность почетной ссылкой. "Денег мало, работы много, а пост чиновника на спорных с международной точки зрения территориях может негативно сказаться на его дальнейшей карьере", - сказал один из собеседников "ДП". Другие, напротив, прогнозируют успех. "Если бы его назначили в 2014 году, во время сложного переходного периода, можно было бы назвать это ссылкой. Хотя, учитывая погоду в Петербурге, Крым в любом случае ссылкой не кажется", - отметил президент компании "Пантикапей" Дмитрий Яковенко.

"Пока рано давать оценку. Нужно посмотреть, каковы будут результаты работы спустя 2-3 месяца после выборов губернатора Севастополя, которые пройдут в начале сентября", - поделился мнением исполнительный директор ГК "С. Э. Р." Павел Бережной.

До назначения в Крым Демиденко занимал пост гендиректора строительной компании "РК Строй", входящей в структуру банка "Российский капитал". В ЕГРЮЛ он до сих пор значится гендиректором фирмы, но в "Российском капитале" вчера заверили "ДП", что он уже уволился, а данные в реестре, видимо, еще не обновились.

"РК Строй" отвечает за достройку объектов обанкротившегося СУ-155. Ранее достройку также курировал экс-вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, занимавший пост старшего вице-президента в "Российском капитале". В Смольном Михаил Демиденко мог считаться человеком из команды Оганесяна. Напомним, осенью 2016 года Оганесян был задержан по подозрению в мошенничестве при строительстве стадиона на Крестовском острове и сейчас находится под арестом.

Кстати, Михаил Демиденко - не единственный выходец из Петербурга, направленный поднимать Крым. Министром транспорта Крыма в свое время был назначен Андрей Беcсалов, который в Петербурге руководил строительством Усть-Лужского контейнерного терминала, а его замом - Вячеслав Петушенко, который руководил петербургской дирекцией, отвечавшей за работу и ремонт КАД. Правда, затем оба покинули свои посты, а на их место пришли другие чиновники. Работу крымской отрасли ЖКХ налаживал владелец петербургского ПАО "ГИТ" Грант Агасьян.

Заморозка стройки

В Севастополе, который считается отдельным субъектом РФ, застройка ведется активнее, чем на остальной части полуострова. Еще весной глава республики Сергей Аксенов ввел запрет на стройку в Алуште, Евпатории, Керчи, Судаке, Саках, Феодосии, Ялте и Симферополе, а также в шести районах Крыма. Он объяснил это необходимостью спокойно разработать новые градостроительные документы и разобраться с результатами хаотичного строительства прошлых лет.

К слову, в разработке градплана Ялты участвует владелец петербургского НИИ перспективного градостроительства Сергей Митягин. Однако недавняя презентация документа обернулась скандалом: Сергей Аксенов обвинял проектировщиков в лоббировании интересов бизнеса и потребовал "однозначно выкинуть генплан на помойку". При этом девелоперы отмечали, что разработка плана заново, с нуля, станет катастрофой, поскольку заморозит работы еще на несколько лет.

"Решать вопросы в Крыму, за исключением Севастополя, сейчас удается только в режиме ручного управления. Например, появилось якобы негласное, неофициальное распоряжение для крымского подразделения Росреестра не регистрировать сделки с недвижимостью. Теперь те, кто купил квартиры в новостройках в курортных зонах с инвестиционными целями, не могут их перепродать без привлечения административного ресурса", - рассказал "ДП" собеседник, столкнувшийся с такой проблемой.

О ручном управлении говорят и сами девелоперы. "Есть в Крыму институт стратегического планирования. Он должен помогать инвесторам. Я туда пришел, а они говорят: не поможем, у нас была тысяча обращений, а договоров заключили штук десять, и все по личным звонкам из Москвы", - рассказывает свою версию владелец одной из строительных компаний.

Минус 9 млрд

Между тем, по подсчетам собеседников "ДП", из-за неблагоприятного инвестклимата Крым только в строительной отрасли недополучает 9,6 млрд рублей налоговых отчислений в год. Оценка основана на том, что за год в Крыму (исключая Севастополь) можно вводить более 1,2 млн м2 жилья со средней стоимостью 80 тыс. рублей за 1 м2. Вместо этого, по оценкам собеседников "ДП", за I квартал 2017 года было введено менее 50 тыс. м2 жилья.

Примечательно, что на днях аудиторы Счетной палаты назвали неэффективной работу дирекции, которая отвечает за исполнение федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года". По мнению аудиторов, дирекция слабо привлекает деньги из внебюджетных источников и назначила необоснованные зарплаты сотрудникам: 30 из 60 штатных должностей занимают руководители, а их средняя зарплата - до 607 тыс. рублей в месяц. При этом из предусмотренных планом строительства 448 объектов отставание в графике зафиксировано по 180 - то есть 40,2%.

Попытка - не пытка

В правительстве РФ ожидали, что Крым быстро станет одним из самых инвестиционно привлекательных регионов России. Ведь его население превышает 2,3 млн человек, а это больше, чем в Новосибирске, третьем по численности городе в России.

На развитие инфраструктуры в регионе выделяется немало денег из бюджета: более 100 млрд рублей на строительство дорог получил генподрядчик "ВАД" (компания долго была зарегистрирована в Петербурге), еще 228 млрд рублей выделили на строительство моста через Керченский пролив. На этой стройке в качестве субподрядчиков трудятся петербургские холдинг "Карст" и "дочка" обанкротившегося "Мостостроя № 6".

А вот среди петербургских застройщиков жилья выйти на рынок Крыма пока решились немногие. ГК "С. Э. Р." пытается построить МФК "Крым наш" в Симферополе и владеет землей в Севастополе (см. "Проекты..."). Рассматривали варианты работы на полуострове "Воин-В", "Пантикапей" и КВС. "Группа ЛСР" поставляет туда строительные материалы. Среди успешных примеров - проект "Регион Инвест Недвижимость" по строительству апарт-отеля в Ялте. "В октябре приступим к строительству. Нам повезло. Под запрет попали проекты в 100-метровой зоне от берега. А наш проект "Царский берег" удален на 110 м", - рассказали в компании.

Но большинство застройщиков осторожны. "Пока Крым нашей компании не интересен. Это не всегда просчитываемый риск", - говорит Виталий Коробов, директор по развитию ГК "Аквилон инвест".

Фото: Коньков Сергей


 

 

Получите бесплатный демо-доступ

Условия предоставления доступа:

  • 15 просмотров любых страниц и контактов
  • 30 минут просмотра базы