Количество памятников в Петербурге растет с каждым годом. Однако единого документа, регулирующего их установку, до сих пор нет. Разрушительнее всего для облика города – многочисленные изваяния-подарки. Самый страшный удар пришелся на 300-летие. Единственный ограничитель – статус охранной зоны Петербурга, любое строительство на территории которой запрещено. Основанием для установки памятника служит распоряжение губернатора Петербурга. Ему предшествует длительная процедура согласования. Инициатива направляется в Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА), который должен согласовать проект с Комитетом по культуре на предмет исторической значимости. Эстетическая значимость объекта проходит экспертизу в градостроительном совете, после чего КГА готовит архитектурно-планировочное задание на выполнение проекта. Помимо этого, решается вопрос о землеотводе, проводится предварительная экспертиза на наличие подземных коммуникаций, проверяется прочность конструкций. "Для размещения памятника на ведомственной городской территории достаточно согласования с районной администрацией,– говорит Надежда Ефремова, заместитель директора Музея городской скульптуры по научной работе. – Ранее установке памятника предшествовала конкурсная процедура. Она довольно затратная, поэтому сегодня памятники часто устанавливают на спонсорские деньги, и в конечном итоге выбор их довольно субъективен". "К сожалению, многие памятники являются результатом не художественной, а политической деятельности, – отмечает почетный гражданин Петербурга писатель Даниил Гранин. – Город замусорен отвратительными, никому не нужными памятниками – Низами, Шевченко, мало кому известному Нелигану. Понятно, что это подарки... У властей не хватает мужества от них отказаться, и мы навеки оставляем у себя это уродство". Самая последняя скандальная история связана с памятником Петру I работы Зураба Церетели. Московский скульптор привез шестиметровый монумент в Петербург на выставку да здесь и оставил, заявив, что таково желание губернатора города Валентины Матвиенко. Общественный совет долго пытался найти место для огромного памятника. Наконец, остановились на площади перед гостиницей "Прибалтийская". Это решение одобрили не все. "Какого черта лезть в красивый город со своей грузинской чеканкой? В Петербурге масса инстанций, всяких КУГИ-шмуги, сотни чиновников, все что-то контролируют, а уродство как появлялось, так и появляется", – возмущается скульптор и художник Михаил Шемякин.