Представители ФСК "Лидер" во время недавней презентации своего нового проекта не обошли стороной волнующую всех тему возможной стагнации рынка недвижимости. Кризиса как такового, и тем более системного кризиса, в сегменте жилого строительства нет, уверили присутствовавших эксперты. Однако на рынке ощущается "высокая напряженность".

Пока что речь идет скорее об игре на нервах, чем о системном процессе, обусловленном объективными факторами, ведь макроэкономика - отказ от "долгих" кредитов, рост курса доллара и пока незаметное, но уже подступающее сокращение платежеспособности населения - еще не оказывает непосредственного воздействия на рынок жилья. Образно выражаясь, это психологический кризис, в котором проблемы и перспективы завязаны на взаимных ожиданиях девелоперов и покупателей.

Для покупателей как никогда остро стоит вопрос "Стоит ли покупать". Покупать ли сейчас, когда цены находятся на нынешнем докризисном уровне, или ждать, пока подешевеет? А что, если подорожает, как дорожает все остальное? Покупать сейчас, пока есть деньги, или вложить их в другие инвестиционные покупки? И не опасно ли связываться с ипотечными кредитами в нынешнее время?

При этом, как отмечает Владимир Воронин, президент ФСК "Лидер", сегодня доля ипотечных кредитов в покупках их недвижимости не только не сокращается - она растет. Это связано как с тем, что бюджеты некоторых покупателей заметно "усохли", и без заемных средств связываться с крупными вложениями они уже не могут, так и с тем, что желающие вложить деньги в нечто устойчивое и объективно востребованное привлекают ипотеку, чтобы собрать нужную для сделки сумму. Не сказалось напряжение и на количестве продаж: компания по-прежнему продает в среднем за месяц 100-120 квартир в многоэтажных домах и около 40 - в малоэтажных.

У рынка недвижимости Москвы и области большой запас покупательского доверия. Последний раз он ощутимо проседал в 2008 году, но обвала цен, на который так долго рассчитывали, не произошло. Покупатели урок усвоили и знают, что с 2008 года недвижимость стала стоить только дороже.

Что касается девелоперов, то они, безусловно, чувствуют уже упомянутую напряженность. "Ситуация, увы, не способствует росту цен", - отмечает Владимир Воронин. Но и снижать цену никто не торопится - даже в качестве меры поощрения сомневающихся покупателей. Вместо этого их поощряют акциями, бонусами и скидками.

По мнению Григория Алтухова, коммерческого директора компании "Лидер", рыночное охлаждение ощутят в первую очередь такие сегменты, как бизнес- и премиум-класс. Правда, с распространенным мнением о том, что недвижимость в Москве часто бывает переоцененной, и такие объекты "просядут" первыми, эксперт не согласился.

"Безусловно, есть маржа между стоимостью строительства и ценой продажи, и иногда она оказывается высокой, но говоря честно - это вопрос везения и благоприятного стечения обстоятельств. В потенциальную наценку девелопера входит также страховочная сумма, которая должна покрыть риски, возникающие в его работе. Договоренности с местными властями, дополнительные расходы на реализацию проекта, обусловленные этими договоренностями, спонтанные проблемы, которые застройщик не может предусмотреть и исключить на стадии планирования - все это затягивает строительство и повышает его стоимость. Реалии отечественного рынка недвижимости таковы, что обойтись без наценки на риск не может ни один застройщик", - считает Григорий Алтухов.

Перемены к худшему ожидают тех, кто полагается в строительстве на большой объем заемных средств, а также тех, кто находится на ранней стадии запуска масштабных проектов. По мнению Алтухова, сегодня лучшая стратегия - строить столько, сколько можно продать, и воздержаться от вывода на рынок большого объема предложения.

Владимир Воронин отметил, что девелоперы будут оптимизировать процесс продаж уже выставленных объектов: "Скорее всего, вырастет рекламный бюджет продающихся проектов, увеличится стоимость звонка", - предполагает эксперт.


По собственной информации Restate.ru

 

 

Получите бесплатный демо-доступ

Условия предоставления доступа:

  • 15 просмотров любых страниц и контактов
  • 30 минут просмотра базы