Особняк князя Шаховского, архитектор А.С.Каминский, Москва

Направление в архитектуре второй половины XVIII-XIX вв., основанное на обращение к приемам и формам архитектуры античной Греции. Отличие от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. Основоположниками этого стиля архитектуры были француз Анри Лабруст (1801—1875) и немец Лео фон Кленце (1784—1864). Архитектура европейского неогреческого стиля ограничена музеями, парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). В России (прежде всего в Москве) этот стиль вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века. В Москве стиль обрёл новую нишу — пореформенные городские особняки. Возникновение неогреческого стиля прослеживалось и в дешёвом деревянном строительстве, но в целом оставался достаточно дорогим, «богатым» стилем. Особенность частных домов (в отличие от храмов и парламентов, а также от ампира) — асимметрия планов. На совершенно неклассический план накладывается «истинно-греческий» декор, уменьшенный относительно классических образцов, чтобы соответствовать новой сущности здания. Например, парадный вход в частный дом нецелесообразно располагать в центре фасада — и он смещается в сторону, а стильный портик - на боковую стену, обращённую во двор. В Санкт-Петербургe неогреческий стиль не прижился, исключение — Новый Эрмитаж работы Лео фон Кленце.

Чаще всего ищут