Председатель совета НП СМСБ Михаил Кайков и Президент НП
СМСБ Дмитрий Филиппов приняли участие в прошедших 11 февраля в Малом зале
Государственной Думы парламентских слушаниях «О совершенствовании
законодательной базы обеспечения безопасности опасных производственных
объектов».
Слушания прошли под председательством Первого заместителя председателя Комитета
ГД по промышленности Валерия Драганова. В президиуме находились депутаты ГД,
представители Комитетов ГД по промышленности и экономическому развитию,
Российской Академии Наук. Участники слушаний обсудили выступления представителей
Министерства природных ресурсов, Ростехнадзора, профильных комитетов ГД,
представителей промышленности в области энергетики, машиностроения,
станкостроения и других областях промышленности.
По словам председателя собрания Валерия Драганова реформа технического
законодательства стала самым темным временем парламентаризма в России.
На заседании с докладом выступил заместитель министра Минприроды Семен Леви. Он
отметил, что на 2010 год запланирована разработка и принятие пяти важнейших
нормативных документов: «Положение о строительном надзоре», «О надзоре за
безопасностью гидротехнических сооружений», «О горном надзоре», «Об охранных
зонах электросетевого хозяйства», «О надзоре в сфере промышленной
безопасности», «О контроле и надзоре в энергетике». Замминистра отметил, что
первые два документа уже приняты, а также впервые в России разработано и
принято положение «О горном надзоре».
Многими выступающими было отмечено, что ФЗ №184 не
охватывает безопасности процессов производства. Но процессы напрямую связаны с
вопросами безопасности, в том числе с охраной труда, отсутствием авторского
надзора на всех этапах жизненного цикла предприятий, особенно в части ввода в
эксплуатацию зданий и сооружений, промышленного оборудования, вывода и ввода в
эксплуатацию опасных производственных объектов. Участники слушаний отметили,
что те, кто перевел и гармонизировал стандарты Евросоюза, сегодня оказались
впереди, например, по выполнению Директивы ЕС по энергоэффективности, которая
была принята Евросоюзом 5 лет назад. У нас закон на эту тему принят только
сейчас.
Также было отмечено, что приход непрофессионалов в отрасль в начале 90-х годов
полностью разрушил пятиступенчатую систему безопасности опасных объектов,
разработанную и безотказно действовавшую еще во времена Советского Союза. По
сей день не существует «надотраслевого» надзорного органа в промышленности. По
сути, надзор осуществлять некому – нет специалистов, тем более в контрольных
органах.
Сегодня необходимо учитывать и прогнозировать техногенные катастрофы и аварии.
Убытки от них составляют десятки и даже сотни млрд. рублей, как в случае с
Чернобылем, или аварии на Саяно-Шушенской электростанции, которая оценивается
предварительно в 40 млрд. По мнению представителей РАН, необходимо учитывать,
что техногенные катастрофы случаются в среднем с периодичностью раз в десять
лет и не исключено, что у нас в этом отношении «все впереди», так как износ
оборудования в промышленном производстве сегодня составляет 80%.
В заключение Председательствующий отметил, что Правительству России необходимо
усиливать роль представителей науки при принятии решений не только как
экспертов, но и учитывать их мнение при решении вопросов управления
экономикой страны, в том числе, в области промышленного производства и эксплуатации
опасных промышленных объектов.
Эксперты АСР поддерживают скорейшее внесение изменений в Градостроительный
Кодекс, Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии», «Об
электроэнергетике, «О безопасности гидротехнических сооружений» в связи с
принятием предлагаемых изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов», а также скорейшего согласования и внесения в
Государственную Думу проектов Федеральных Законов «О стандартизации», «Об
аккредитации», а также проекта ФЗ «Об обязательном страховании гражданской
ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта».
Принятие данных законодательных актов позволит решить задачи:
-повышения технической безопасности опасных объектов;
-создать систему ответственности субъектов деятельности в сфере промышленной
безопасности;
-сформировать проведение правил проведения оценки безопасности технологического
процесса;
-обеспечить вывод из эксплуатации оборудования опасных объектов, отработавшего
ресурс и имеющего ограниченный запас годности.