По оценкам "Комацу СНГ", рынок новой строительной техники в СЗФО в 2015 году сократился практически в 2 раза по сравнению с 2014 годом и составил около 700 единиц, или порядка 10 млрд рублей. Треть этого объема пришлась на Петербург и Ленинградскую область. По другим данным, в натуральном выражении рынок просел до 70%, но в денежном выражении падение было меньше из–за роста цен на технику вследствие девальвации рубля.

"По нашей оценке, в 2015 году рынок сократился на 60–70% по сравнению с прошлым годом. Но надо понимать, что не все производители декларируют продажи. Если смотреть на импорт, то мы наблюдаем снижение порядка 80%. Эти данные также не совсем корректны, так как у крупных производителей, таких как John Deere, есть свои складские мощности, то есть снижение импорта не означает прекращение продаж", — отмечает Валентин Кушнерев, директор по маркетингу John Deere.

Положительные сдвиги

В первой половине 2016 года темпы падения рынка строительной техники замедлились. Об этом, в частности, свидетельствует статистика по импорту. По данным ID–Marketing, за 6 месяцев 2016 года импорт по 26 видам строительной техники в Россию сократился на 21,8% в натуральном выражении (до 3349 ед.), при этом в деньгах он вырос на 2% — до $362 млн.

В денежном выражении в плюс вышли большие горные гидравлические экскаваторы (прирост 120%), гусеничные краны грузоподъемностью свыше 60 т (+55%), перегружатели (+74,7%), средние колесные погрузчики (+15,3%), тяжелый гусеничный бульдозер (+8,4%). В сегменте дорожной техники лучшие показатели по асфальтовым тандемным каткам (+78,5%), грунтовым каткам (+63,4%) и пневмоколесным каткам (+94,7%). В минусе оказался импорт башенных кранов (–76,1%), мини–, малых, средних и колесных экскаваторов (–67,9%, –57,9%, –44,5% и –64,8% соответственно), трубоукладчиков (–56,6%).

Положительную динамику демонстрирует колесная строительная техника (самосвалы, автобетоносмесители и др.). По данным Russian Automotive Market Research, в первом полугодии 2016 года продажи такой техники в России выросли на 8,3% по сравнению с первым полугодием 2015 года.

Благодаря эффекту низкой базы в Петербурге рост продаж выглядит впечатляющим — 123,5% (152 ед. против 68 ед. за аналогичный период), в денежном выражении объем рынка составил 742,3 млн рублей (+153,7%). Среди марок от конкурентов продолжает отрываться КамАЗ, чья доля в городе за год выросла с 43 до 62%. Резко увеличил продажи Mercedes–Benz (доля 26%, или 40 ед.). "Такой рост объясняется закупками в мае 2016 года одной компанией. Возможно, в дальнейшем мы не увидим таких впечатляющих темпов роста и объемов продаж", — отмечает Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research. Продажи других брендов в кризис существенно сократились.

"Рост спроса на строительную технику связан с активной стадией реализации крупных инфраструктурных проектов — строительство в рамках ЧМ по футболу, например, в Петербурге почти все работы должны быть завершены в декабре 2017 года. Кроме того, в Северо–Западном федеральном округе в активную фазу вступает реконструкция дорог М–20 "Псков", Р–21 "Кола", — говорит Татьяна Арабаджи.

На старых запасах

Снижение курса рубля привело к увеличению стоимости импортной техники. На фоне высоких цен на иностранные марки техника отечественных производителей стала более выгодна. "Безусловно, в такой ситуации важно оценивать не только стоимость машины, но и все эксплуатационные издержки. В этом плане даже с учетом повышенных цен инвестиции в иностранную технику намного выгоднее", — уверяет Валентин Кушнерев.

Полного эффекта роста цен от девальвации в 2015 году еще не было видно из–за больших остатков машин, завезенных по курсу 2014 года. "Основной удар заказчики начали ощущать только в 2016 году. А по некоторым видам техники, например по гусеничным и колесным экскаваторам, очередная волна существенного роста придется на III квартал этого года. Причина в том, что остатки экскаваторов на складах дилеров были более значительны, чем остальных продуктов", — рассказывает Сергей Харитонов, директор по развитию JCB в России. Также на рост цен сегодня влияние оказывает введение утилизационного сбора в начале 2016 года.

"Производители и дилеры, стараясь сохранить уровень продаж, пытаются использовать машины, завезенные по дешевому рублевому курсу и без утилизационного сбора. Однако таких машин на рынке остается все меньше, и на следующий год они закончатся", — говорит Павел Лежнев, директор департамента по развитию и продвижению продуктов ООО "Цеппелин Русланд".

Вторичный спрос

Участники рынка отмечают возросший спрос на подержанную технику. Так, в "Цеппелин Русланд" техника с наработкой в 2015 году достигла 70% в продажах компании. "В этом году рост рынка техники с наработкой прекратился, хотя она и продолжает составлять существенную долю в нашем портфеле продаж", — говорит Павел Лежнев.

"Драконовский мультипликатор базовой ставки утилизационного сбора на б / у строительную технику, ввозимую из–за рубежа, сильно ударил по поставкам из соседней Европы. За первые 3 месяца действия утилизационного сбора (февраль–апрель 2016 года) импорт б / у техники упал в 3 раза. Вкупе с повышением цен на новую технику в России, уменьшением предложения из Европы и общим снижением покупательной способности спрос на б / у технику сейчас очень большой, и наблюдается ее дефицит", — отмечает Василь Ужаев, начальник департамента регионального маркетинга ООО "Комацу СНГ".

По словам Романа Чуканова, менеджера по связям с общественностью ООО "Либхерр–Русланд", его компания прогнозирует усиление рынка б / у техники в сегментах неимпортируемого оборудования, не облагаемого избыточно высокими утилизационными сборами.

Разные прогнозы

Из–за сложной экономической ситуации эксперты расходятся в прогнозах развития рынка новой строительной техники. По оценкам "Цеппелин Русланд", его объем в 2016 году сократится на 20–25%. В российском представительстве JCB также ожидают падение рынка третий год подряд. "По нашим оценкам, оно составит около 15% в количественном выражении. Хотя в денежном выражении оно останется близко к уровню прошлого года из–за роста цен на технику в 2016 году", — считает Сергей Харитонов.

"Результаты первого полугодия 2016 года говорят о том, что рынок медленно, но восстанавливается. По последнему прогнозу Комацу, рынок новой строительной техники по Северо–Западу России в 2016 году на 3–6% превысит объем 2015 года", — говорит Василь Ужаев.

http://www.dp.ru

Получите бесплатный демо-доступ

Условия предоставления доступа:

  • 15 просмотров любых страниц и контактов
  • 30 минут просмотра базы