На 2016 год в Петербурге запланирован ввод всего двух новых торговых центров. Это суперрегиональный проект "Охта Молл" компании SRV арендопригодной площадью 78 тыс. м2 и вторая очередь районного ТЦ "Порт Находа" компании Fort Group арендопригодной площадью 10,9 тыс. м2. Таким образом, объем ввода торговых площадей в городе составит 88,9 тыс. м2, что в 2 раза выше показателей 2015 года "Остальные объекты качественной торговой недвижимости, которые могут быть построены в 2017-2018 годах и далее, находятся на ранней стадии и сроки их ввода могут быть существенно сдвинуты", — отмечает руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Владислав Фадеев.

Открытие плановых ТЦ ожидается во второй половине года, а в первом квартале не было введено ни одного нового торгового центра или гипермаркета. "Это антирекордный показатель объемов нового строительства на рынке торговой недвижимости", — комментирует руководитель отдела исследований рынка недвижимости Maris в ассоциации с CBRE Наталия Киреева.

Много или мало

На тысячу жителей в Петербурге приходится 575 м2 торговых площадей. "Рынок торгово-развлекательных комплексов Петербурга не такой плотный, как в Москве, но стремится к насыщению", — считает директор департамента рекламы и маркетинга УК "Адамант" Алена Мариничева.

"Исходя из статистики, жители нашего города обеспечены квадратными метрами торговых площадей", — комментирует заместитель коммерческого директора Fort Group Дарья Сизых. При наблюдающемся падении объемов розничной торговли, заявлять новые проекты торговых центров, на первый взгляд, недальновидно.

Однако важен и вопрос качества этих площадей. "Торговых объектов — много, качественных — достаточно ограниченный список, — отмечает Дарья Сизых, — при этом в некоторых частях города современный крупный формат вообще не представлен, и люди вынуждены довольствоваться либо небольшими ТРК вблизи дома, либо ехать за качественным шопингом и отдыхом в другие районы".

Также, отмечает Наталия Киреева, город насыщен типовыми торговыми центрами, и высокий уровень конкуренции приводит к появлению новых форматов в виде аутлет-центров, оптово-розничных парков и реконцепции устаревших проектов. Например, в 2016 году планируется открытие после реконцепции ТЦ "Капитолий" в формате дисконт-центра.

По словам Дарьи Сизых, среди основных факторов привлекательности ТК — концепция объекта, сильный пул операторов, удобство нахождения в комплексе, а также элемент уникальности: уникальные арендаторы, уникальная тематическая площадка, связанная с досугом и развлечениями, или другая уникальная составляющая. Так что возможности для развития качественного ретейла, по мнению участников рынка, в городе все-таки есть.

Экономика проекта

Еще один фактор — возврат инвестиций.

"Около пяти лет назад срок окупаемости ТЦ находился на уровне 7-9 лет, сегодня он вырос в 1,5-2,5 раза", — отмечает директор отдела аренды SRV Наталья Борец. По ее словам, причина не только в экономической ситуации, но и в возрастающей конкуренции при естественном развитии рынка недвижимости. Владислав Фадеев говорит, что рост срока возврата инвестиций связан, в первую очередь, со снижением арендных ставок, особенно при пересчете в валюту.

Девелоперы стремятся снижать издержки. Например, с учетом валютного фактора, за счет импортозамещения стройматериалов. Но, в первую очередь, важен глобальный подход к концепции проекта — необходимо минимизировать ошибки еще на стадии проектирования.

По словам Натальи Борец, это позволит избежать необоснованных трат на избыточный метраж и этажность объекта, который затем будет проблематично сдать, а также затрат на конструктивные элементы, не имеющие достаточного коммерческого или имиджевого обоснования.

dp.ru

Получите бесплатный демо-доступ

Условия предоставления доступа:

  • 15 просмотров любых страниц и контактов
  • 30 минут просмотра базы