Отмена эмбарго на экспорт зерна с 1 июля увеличит нехватку вагонов-хопперов для доставки цемента по железной дороге. Традиционно летом, в пик потребления строительных материалов, часть хопперов-зерновозов отводится для перевозки цемента. С отменой эмбарго парк зерновозов будет недоступен для поставщиков стройплощадок. В ГК «Донтехком» предполагают, что нехватка вагонов станет дополнительным фактором роста дефицита цемента. Логистических трудностей смогут избежать клиенты крупных поставщиков цемента и потребители, которые имеют возможность получать
цемент автомобильным и водным транспортом.
- Нехватку хопперов-цементовозов участники рынка начинают ощущать уже в апреле, когда потребность в цементе резко возрастает после зимы, и для перевозки цемента начинают использовать хопперы-зерновозы, безусловно, с соответствующей санитарной обработкой, - говорит Ирина Государская, ген. директор компании ГК «Донтехком» - дилера завода «Мордовцемент» в ЮФО и СКФО. - Так, в апреле нынешнего года отгрузки цемента по железной дороге выросли на 24 % по сравнению с мартом этого же года. Доля вагонов-зерновозов, задействованных в перевозке цемента, выросла в апреле с 6 до 8% по сравнению с мартом.
В мае рост отгрузок цемента замедлился и составил всего 19% по отношению к апрелю. Хотя по заявкам потребителей мог бы составить 25% и более. Снижение темпов роста вызвано в том числе и недостаточным количеством вагонов-цементовозов. В июле, когда из схемы перевозки цемента будут выведены зерновозы, число отгрузок железнодорожным транспортом сократится еще сильнее. Часть перевозок цемента можно осуществить с помощью автомобильного и водного транспорта, однако первый дороже железнодорожной доставки и не подходит для снабжения крупных потребителей, а по водному транспорту есть инфраструктурные ограничения, не хватает портовых мощностей.
Крупные дилеры цементных заводов, обладающие многолетним опытом работы на цементном рынке, заранее заключили долгосрочные договоры с перевозчиками, и смогут обеспечить своих клиентов цементом вне зависимости от сезона. Зная о постоянной сезонной нехватке подвижного состава для доставки цемента, все новые производства инвесторы проектируют с максимальной близостью не только к авто- и ж/д магистралями, но и к портам. Партнер «Донтехкома», ОАО «Мордовцемент», возводит новый завод в Ульяновской области на берегу Волги. «Донтехком» для своих клиентов в ЮФО и СКФО располагает терминалом в Азовском порту (Ростовская область).
Справка. Хоппер - саморазгружающийся бункерный грузовой железнодорожный вагон для перевозки сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта. Делятся на закрытые и открытые, закрытые используются для перевозки0 тех грузов, которые нельзя подвергать воздействию осадков (
цемент, зерно). Согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ (имеет статус федерального закона), после выгрузки грузов все вагоны должны быть очищены изнутри и снаружи. Согласно «Правилам очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов» (Утверждены приказом МПС России от 18 июня 2003 года N46), промывке грузополучателями также подлежат вагоны-зерновозы, после выгрузки не зерновых грузов (п. 10 Правил).