ГК «Донтехком», официальный дилер завода «Мордовцемент», подготовила аналитический обзор состояния цементного рынка Европейской части России в 2011 г. Рост потребления цемента за год составил 14%, однако динамика потребления в течение года была довольно неровной. Перелом основных тенденций и главные события на цементном рынке происходили летом: нехватка вагонов и цемента, рост цен. Аналитики группы компаний предполагают, что ситуация, характерная для прошлого лета, вернется на рынок уже в мае 2012 г.
- Летом 2011 года из-за всплеска спроса на
цемент потребители впервые с 2008 года почувствовали серьезный дефицит, а железная дорога – острую нехватку вагонов, - анализирует ситуацию Ирина Государская, генеральный директор ГК «Донтехком». – Транспортный коллапс продолжался до октября, летом сроки доставки цемента по железной дороге выросли в 2-3 раза. Заводам пришлось до 60% всего цемента отправлять автотранспортом. Ситуацию с дефицитом цемента усугубили и регионы Центральной России, они существенно увеличили потребление и вернули себе лидирующие позиции.
Лето-2011 запомнилось и частым ростом цен, заводы повышали расценки на
цемент не реже двух раз в месяц, увеличивались тарифы на ж/д перевозки и стоимость пользования дефицитными вагонами. Цена на
цемент с автодоставкой выросла почти в 3 раза по сравнению с весной 2011 г.
В результате, из-за сбоев на железной дороге, а также из-за благоприятной погоды, пик потребления цемента сместился на IV квартал. Потребители цемента стремились восполнить вынужденные летние простои и освоить бюджетное финансирование до конца года. В октябре-декабре 2011 года по сравнению с тем же периодом 2010 года потребление выросло на 11%. Благодаря такому всплеску общий рост потребления цемента по итогам 2011 года составил 14%.
Импорт не смог восполнить недостающий объем цемента, особенно на Юге, где по итогам года потребление выросло на 6%: вывезли цемента из страны больше, чем ввезли. Импорт цемента и клинкера (промежуточный продукт при производстве цемента) в Россию в 2011 г. составил 2,7 млн. тонн, экспорт - 3,1 млн. тонн. К тому же потребители импортного цемента также столкнулись с нехваткой вагонов и увеличением стоимости автодоставки.
Аналитики ГК «Донтехком» считают, что цемента на рынке по-прежнему не хватает. Два новых завода, начавших выпуск цемента летом прошлого года в Московской области и в Республике Мордовия, не смогут полностью обеспечить постоянно растущий спрос. Другие новые заводы будут вводиться не ранее 2013 года, количество вагонов для перевозки цемента также не изменится. Первые признаки серьезного дефицита цемента следует ожидать уже в мае, когда во всех регионах России установится теплая погода и активизируется строительная деятельность. В ГК «Донтехком» предполагают, что общий рост потребления цемента составит 10% по итогам 2012 года.