ГОСТ 25032-81

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТСОЮЗАССР

СРЕДСТВА ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ

Классификация и общие технические

требования

Different types of crampons.

Classifications and general technical requirements

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 ноября 1981 г. № 198 срок введения установлен

с 01.011983 г.

РАЗРАБОТАН

Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) Госстроя СССР

Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

М. Я. Егнус, канд. техн. наук (руководитель темы); Ж. Г. Гордин, канд. техн. наук; С. Р. Райгородский; В. И. Владимиров; В. Г. Шандаров; Е. М. Фадеев; В. В. Баконин

ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) Госстроя СССР

директор Е. А. Долгинин

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 ноября 1981 г. № 198

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на грузозахватные средства, применяемые для строповки грузов при производстве строительно-монтажных работ.

Стандарт не распространяется на грузозахватные средства, снабженные машинным приводом.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

1.1. Грузозахватные средства представляют собой различное сочетание следующих основных элементов, подразделяемых по функциональному назначению на:

захваты;

соединительные элементы;

механизмы управления.

1.1.1. Захваты по принципу взаимодействия с грузом подраз­деляются на:

зацепные (крюковые);

фрикционные;

анкерные;

опорные.

1.1.2. Соединительные элементы по конструкции подразделя­ются на:

гибкие;

жесткие.

1.1.3. Механизмы управления по назначению подразделяют­ся на:

обеспечивающие механизацию строповки и расстроповки;

обеспечивающие механизацию ориентации груза в пространстве.

1.1.4. Приводы механизмов управления подразделяются на:

ручные;

полуавтоматические.

1.2. Пояснение основных терминов, используемых в стандарте, приведены в справочном приложении.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Грузозахватные средства должны удовлетворять требова­ниям настоящего стандарта, стандартов или технических условии на изделия конкретных типов, требованиям строительных норм и правил по технике безопасности в строительстве, правил устрой­ства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР и изготавливаться по чертежам (проектам), утвержденным в установленном порядке.

2.2. Грузоподъемность грузозахватного средства должна соответствовать нормальному ряду чисел по ГОСТ 1575-75.

2.3. Схемы нагружения и коэффициенты для расчета должны быть приведены в стандартах или технических условиях на грузо­захватные средства конкретных типов.

2.4. Не указанные в чертежах предельные отклонения разме­ров при изготовлении металлических элементов и деталей следу­ет принимать:

изготавливаемых путем механической обработки - по 14-му квалитету (класс точности «средний») СТ СЭВ 302-76;

изготавливаемых без механической обработки - по 16-му ква­литету (класс точности «грубый») СТ СЭВ 302-76;

изготавливаемых путем штамповки - по 2-му классу точности ГОСТ 7505-74;

изготавливаемых путем ковки - по ГОСТ 7829-70.

2.5. При изготовлении коробчатых и трубчатых конструкций грузозахватных средств должны предусматриваться меры против скопления в них влаги.

2.6. Грузозахватные средства должны изготавливаться в климатических исполнениях У (для эксплуатации в районах с уме­ренным климатом) и ХЛ (для эксплуатации в районах с холод­ным климатом) по ГОСТ 15150-69.

2.7. Грузозахватные средства (за исключением элементов из стального каната) должны быть окрашены в соответствии с требованиями главы II части строительных норм и правил по защи­те строительных конструкций от коррозии, предъявляемыми к ок­раске стальных конструкций, эксплуатируемых в слабоагрессивной среде.

2.8. Цвета окраски грузозахватных средств должны соответствовать ГОСТ 12.4.026-76.

2.9. Конструкция грузозахватпых средств должна исключать возможность самопроизвольного выпадения груза.

2.10. Разъемные соединения грузозахватных средств должны иметь фиксирующие устройства, предохраняющие от самопроиз­вольного разъединения.

2.11. При изготовлении элементов грузозахватных средств из стального каната сращивание каната не допускается.

2.12. Конструкция узлов и деталей грузозахватных средств должны отвечать требованиям ремонтопригодности, за исключе­нием не подлежащих восстановлению, и принципу взаимозаменя­емости.

2.13. Усилия на рычагах и рукоятках механизмов управления не должны превышать 160,0 Н (16,0 кгс).

2.14. Конструкция механизма дистанционнойрасстроповки грузов должна обеспечивать безопасность его применения.

2.15. Грузозахватные средства должны быть испытаны и снаб­жены клеймом (биркой), а в необходимых случаях - паспортом в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР.

2.16. Технические требования к материалам, из которых изготавливаются грузозахватные средства, и к комплектующим изделиям, входящим в их состав, должны быть приведены в стандар­тах или технических условиях на грузозахватные средства кон­кретных типов.

2.17. Гарантийный срок службы грузозахватных средств дол­жен быть указан в стандартах или технических условиях на гру­зозахватные средства конкретных типов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

Пояснение основных терминов, используемых в стандарте

Термин

Пояснение

1. Средство грузозах-ватное

2. Захват

3. Соединительный элемент

4. Механизм управле­ния

5. Зацепной(крюковой) захват

6. Фрикционный за­хват

7. Анкерный захват

8. Опорный захват

Устройство, предназначенное для обеспечения на­дежного и эффективного соединения груза с рабо­чим органом грузоподъемной машины

Элемент грузозахватного средства, непосред­ст­вен­но взаимодействующий с грузом

Элемент грузозахватного средства, связывающий захват с рабочим органом грузоподъемной машины

Элемент грузозахватного средства, обеспечиваю­щий механизацию строповки, расстропопки и ориен­тации груза

Захват, действие которого основано на удержании груза за счет зацепления крюка за петлевой элемент груза

Захват, действие которого основано на удержании груза за счет сил трения между поверхностью груза и элементами захвата

Захват, действие которого основано на удержании груза за счет фиксации закладного элемента захва­та в полости груза.

Захват, действие которого основано на удержании груза за счет опирания части его поверхности на элемент захвата